Домой Другое Черный рынок каршеринга: неучи и нарушители превращают дороги Петербурга в полигон смерти

Черный рынок каршеринга: неучи и нарушители превращают дороги Петербурга в полигон смерти

28
0

Черный рынок каршеринга: неучи и нарушители превращают дороги Петербурга в полигон смерти

Мошенничество с гарантией

Фейковые профили каршеринговых компаний позволяют без препятствий сесть в любой автомобиль — будь это обычный седан или же спорткар — и спокойно ездить, нарушать правила, попадать в ДТП. Ведь если верить продавцам таких аккаунтов, то в случае нарушений и ДТП вычислить вас будет невозможно. Тем самым владельцы таких «левых» аккаунтов становятся настоящей угрозой как для водителей, так и для других людей. Нередко каршеринговые авто попадают в аварии со смертельным исходом. Председатель Красносельской районной общественной организации Санкт-Петербурга — местного отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ рассказал, что большая часть тех, кто использует такие фейковые профили, — молодежь.

«Проблема существует, и, наверное, до тех пор, пока законодательные меры не будут приняты, она будет существовать. Ничего плохого не хочу сказать про молодежь, но вот особенно молодые водители такое практикуют: берут машину и хулиганят», — рассказал Валерий Солдунов.

Из-за таких «покатушек» могут пострадать не только сами водители-нарушители, но и другие участники движения. 

Тем более приобрести поддельный профиль не составляет труда. Сайты, форумы, Telegram-каналы — способов достаточно. Понятно, что везде будут только положительные отзывы с призывами покупать именно у них. Тем более «продавцы» уверяют, что на аккаунты действует гарантия.

Черный рынок каршеринга: неучи и нарушители превращают дороги Петербурга в полигон смерти

Достать личные данные — не проблема

Многие могут задаться вопросом, а откуда берутся все документы. НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались со специалистом по кибербезопасности, руководителем специальных разработок «Технопарк Санкт-Петербург» Игорем Бедеровым. По его словам, злоумышленники с помощью фишинга (вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям), а также с помощью массовых атак на сервисы получают данные.

«Дальше связка логина и пароля может продаваться на черном рынке. Это один из источников пополнения. Второй момент, когда доступы в каршеринг целенаправленно создаются. Там везде одна и та же история: данные берутся либо рандомные, либо из многочисленных утечек существующих людей. Это все регистрируется на одноразовый виртуальный номер и на какую-то случайно сгенерированную карту. Дальше этот аккаунт продается», — рассказал Игорь Бедеров.

Он добавил, что генерацией таких фейковых профилей занимаются специальные программы, написанные злодеями, и поэтому сгенерировать такие учетные записи особых проблем не составляет. Специалист отметил, что утечки персональных данных, которые попадают в руки злоумышленникам, происходят постоянно.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Ушла сама»: почему Московский театр Сатиры не простится с умершей Градовой

Черный рынок каршеринга: неучи и нарушители превращают дороги Петербурга в полигон смерти

Сколько стоит фейковый аккаунт

Все сайты, которые предлагают услуги по продаже «левых» аккаунтов, свои сделки стараются проводить в Telegram. Стоимость поддельного профиля составляет от полутора тысяч рублей и выше. Это для стандартных аккаунтов, но есть еще и премиум, где машины дороже, мощнее и солиднее. Там и цены повыше — начиная от двух тысяч. Самый максимум, что нам удалось найти — пять с половиной тысяч рублей. Стоит понимать, что аккаунты каршеринга работают везде. Купив или зарегистрировав профиль, к примеру, в Петербурге, им можно пользоваться и в других городах, где есть прокатные машины. То есть законопослушный петербуржец неожиданно для себя может стать «участником» ДТП в центре Москвы.

Целый магазин с учетными записями удалось найти на одном из автомобильных форумов. Там предлагают купить фейковые профили начиная с середины 2018 года. При этом «продавец» постоянно обновляет прайс, уверяя покупателей, что владелец аккаунта не объявится и не заблокирует вас. 

Черный рынок каршеринга: неучи и нарушители превращают дороги Петербурга в полигон смерти

В Telegram можно найти множество каналов с продажей. Как везде — гарантия, что учетная запись доступна к использованию, а дальше все зависит от того, что вы будете делать с машиной. Вы можете ездить и не вызывать подозрений, а можете хулиганить, нарушать, попадать в ДТП — тогда блокировка доступа к каршерингу наступит быстро. В общем, найти «левые» аккаунты не составляет труда.

Черный рынок каршеринга: неучи и нарушители превращают дороги Петербурга в полигон смерти

Нарушителей ищут и находят

На самом деле не все так печально — правоохранительные органы борются с распространением фейковых аккаунтов. В марте 2020 года петербургская полиция задержала продавца поддельных профилей.

«Злоумышленник зарегистрировал на подставных лиц десятки учетных записей для доступа к сервисам проката автомобилей. Для этого он применял специальные компьютерные программы. В качестве документов, необходимых для регистрации, использовались приобретенные через интернет фотокопии паспортов и водительских удостоверений», цитирует пресс-служба петербургской полиции слова официального представителя МВД России Ирины Волк.

В апреле этого же года прокуратура Петербурга выявила несколько сайтов с продажей учетных записей каршеринга и потребовала их закрыть. Не повезло 29-летнему петербуржцу — он купил в интернете аккаунт каршеринга, взял авто бизнес-класса и попался полиции. Его обвинили в угоне.

В Госдуме предложили регистрировать профили для каршеринга через портал госуслуг. По их мнению, это поможет с вопросом о покупке поддельных аккаунтов. Председатель местного отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов отметил, что поддерживает инициативу.

«Знаю такую инициативу, сам руковожу проектом „Безопасные дороги“ в Санкт-Петербурге. Я считаю, что очень хорошо, что об этом думают. Я считаю, что с этого нужно начинать — это лишним не будет. Надо это пробовать, и время покажет, как это будет работать на практике», — рассказал собеседник.

Технологии не стоят на месте

Сервисы по каршерингу также не стоят на месте, а во всю пытаются бороться с фейковыми аккаунтами. Как рассказали в Яндекс.Драйв, с помощью новых технологий, при регистрации проверяются данные каждого пользователя. Также в приложении действует двухфакторная авторизация. То есть когда пользователь заходит в свой профиль, сложный алгоритм это видит и предлагает дополнительно проверить учетную запись.

«Бывает так, что открыть машину и сесть за руль хочет не тот, кто владеет аккаунтом. С помощью особых алгоритмов мы понимаем, когда так происходит. Тогда Драйв просит у водителя снять селфи и отправить его на дополнительную проверку. Без такой проверки невозможно будет начать аренду», — рассказали в пресс-службе Яндекс.Драйв.

Технологии не стоят на месте, и уже внедряются особые системы безопасности, позволяющие идентифицировать, что за рулем не тот, кто владеет аккаунтом.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Билл Гейтс прокомментировал слухи о его «причастности» к пандемии КОВИД

Черный рынок каршеринга: неучи и нарушители превращают дороги Петербурга в полигон смерти

Вот и получается, что, находясь за рулем, не поймешь, кто едет рядом с тобой в потоке — честный водитель каршеринга или же человек без прав и опыта. Несмотря на то, что сервисы по прокату авто улучшают систему безопасности, а правоохранительные постоянно ищут торговцев поддельными учетными записями, злоумышленники находят лазейки. У многих автолюбителей начинает складываться мнение о том, что за руль прокатных машин садятся только лихачи и неадекватные люди с «левыми» аккаунтами. Конечно, есть и те, кто пользуются такими учетными записями лишь потому, что другого выхода нет. Это их не оправдывает, ведь у каждого сервиса есть правила, которые необходимо соблюдать, чтобы не быть угрозой для общества. 

По данным ГИБДД, только в январе 2021 года произошло 339 ДТП, где погибло 23 и пострадало 390 человек. Большая часть аварий случилась по вине водителей, которые нарушали правила. Неизвестно в скольких авариях участвовали каршеринговые автомобили, поскольку такая статистика не ведется. Но их было предостаточно. Можно взглянуть на фото различных сводок ДТП, чтобы убедиться: прокатные машины часто встречаются с трамваями, маршрутками, заборами и столбами.