
В России и других государствах СНГ автолюбители по привычке проверяют степень накачанности шин визуально или с помощью манометра. Однако подобные варианты контроля обладают не самой высокой эффективностью и удобством. По этой причине современные производители оснащают транспортные средства специальной системой, которая постоянно следит за внутренним давлением в колёсах.
Сегодня датчики давления в шинах являются обязательными к применению в автомобилях, выпускаемых в Америке, Европе и некоторых странах Азии. Первые системы контроля стали использоваться только в начале текущего столетия. С течением времени компоненты совершенствовали в плане конструкции и принципа действия, и сейчас можно встретить различные датчики, устанавливаемые на машины различных марок и моделей.
Способы контроля внутреннего давления в колёсах
Для постоянного поддержания высокого внутреннего давления автомобильных шин, наиболее эффективным способом становится измерение рабочего параметра при помощи манометров, а при снижении значения до установленной границы должна быть выполнена подкачка колеса. Чтобы проверять это самое давление в режиме реального времени, современный автотранспорт имеет различные системы контроля, которые основываются на двух способах измерения накачанности:
- Косвенном. Подобная система уже считается устаревшей. Она представлена частью ПО блока управления антиблокировочной системы ABS. Суть измерений следующая: поскольку спущенное колесо имеет уменьшенный радиус и длину окружности, один оборот позволяет пройти меньше расстояния на дороге. Датчики измеряют пройденный путь, и уже на основании этого косвенно делается вывод о полноте накачанности покрышек. Такие дополнительные датчики системы ABS устанавливаются на каждое в отдельности колесо. Блок управления сравнивает полученную информацию со всех датчиков, и если выявляется отличие, то не все колёса накачаны в нужной степени.
- Прямом. Этот способ реализован более современными и усовершенствованными системами TPMS, осуществляющими непосредственные измерения давления воздуха в покрышках. Такие комплексы состоят из четырёх датчиков (для каждого колеса), электронного модуля управления, приёмной радиоантенны и устройства с дисплеем для отображения рабочих показателей (иногда значения выводятся на экран бортового компьютера). Чувствительные элементы, которые отвечают за непосредственное определение давления, устанавливают на место штатного ниппеля. Запчасти имеют собственные небольшие батарейки, и так как датчики неразборные, после полной разрядки источников тока приходится полностью менять деталь. Как правило, заряда аккумуляторов хватает на питание датчиков около 5-7 лет.
Оба способа измерения давления в колёсах обладают своими преимуществами и недостатками. В случае с косвенным определением блок управления может адаптироваться к изменению параметров всех колёс и ходовой системы в целом. При этом для обеспечения исправности функционирования не нужно вносить измерения в конструкцию автомобиля (требуется просто установить датчики и расширить программную часть ABS), что исключает значительное удорожание системы.
Что касается прямого способа измерений давления воздуха в колёсах, то можно отметить следующие положительные моменты:
- повышенная точность оценки накачанности шин – датчик реагирует даже на несущественную потерю воздуха;
- увеличенный срок годности чувствительных деталей;
- надёжность функционирования благодаря специальным приёмным антеннам;
- оповещение водителя при наличии утечки воздуха в реальном времени;
- моментальная адаптация оборудования под параметры автомобильных колёс.
Исходя из стоимости и комплектации системы TPMS, выдача уведомлений водителю об имеющейся проблеме может осуществляться отдельным устройством либо с помощью штатной приборной панели – загорание контрольного индикатора и одновременная подача звуковых сигналов. При отсутствии отдельного устройства водителю необходимо самостоятельно проверять, в какой именно шине случилась утечка (прокол, порез).
Разновидности датчиков давления автомобильных покрышек
Главными компонентами систем TPMS являются датчики воздуха. Производством этих чувствительных элементов занимаются многие компании, поэтому детали различаются по конструкции и особенностям функционирования. На страницах сайта www.diskiplus.ru представлен огромный выбор деталей, что позволит владельцам современных авто найти подходящий вариант. Все датчики давления воздуха являются сертифицированными, предлагаются с официальной гарантией производителя.
В целом датчики давления для автомобильных колёс разделяют на две основные категории:
- Наружные. Подобные чувствительные элементы крепятся на место привычных ниппелей. Они достаточно просты в замене, при этом можно ставить датчики с одного колеса на другое. Существует несколько видов механических устройств, способные работать без связи с электроникой, их крепят на ниппеле, и когда давление внутри покрышки уменьшается, зелёный индикатор на крышечке становится красным.
- Внутренние. Эти модели считаются сверхточными, а закрепляют их с внутреннего края колёсного диска. Данные датчики обладают небольшими размерами, при этом по точности измерений им нет равных.
В состав TPMS может входить всего одна или сразу четыре антенны. Одинокий приёмник радиосигналов зачастую размещают в нише с запаской, а индивидуальные антенны ставят на каждую колёсную арку. Кроме давления в шинах, современные системы способны следить за объёмом и температурой внутреннего воздуха покрышек, направлением и скоростью вращения колеса.










